NATEC R&D

GPS-Навигатор - верный помощник в путиАвтомобильные навигационные системы.
http://www.gpsnavigator.net

Цифровые УАТС NEC NEAX
Надёжная платформа для учрежденческих и корпоративных систем связи.
http://www.natec-tele.com

Голосовая почта, Автосекретари, Автоинформаторы.
Качественный телефонный сервис - основа Вашего успеха http://www.v-mail.com.ua

DialExpert WideCoup Billing Купить Зарегистрировать Решения Новости О компании Форум Карта сайта

Суть конвергентного биллинга.

      Стена между армиями prepaid и postpaid абонентов может быть разрушена. Объединение баз станет возможным благодаря переходу на конвергентный биллинг, но случится это в лучшем случае через год.

На сегодняшний день многие операторы позиционируют конвергентный биллинг (далее – КБ) как конечный продукт, ориентированный на абонента (счета за многочисленные услуги в одном счете) – с одной стороны, и как платформу, которая объединяет две разные системы – с другой. Совмещение пакетного биллинга и препейд-платформы облегчит управление счетами абонентов, позволит вести учет различных интегрированных услуг.

Стена между prepaid и postpaid абонентами

В общем случае, абоненты мобильных операторов делятся на две основные группы: кредитные (postpaid) и карточные (prepaid). Первые сначала говорят, а потом платят, вторые – сначала платят, потом говорят.

Для тарификации кредитных (postpaid) абонентов необходима биллинговая система: по сути база данных, в которую загружаются записи, содержащие детальную информацию о разговоре (CDRs – call detail records), которые генерируются коммутатором мобильной связи (MSC – mobile switch center). Эти записи содержат всю информацию о звонках: номер абонента, вызываемый номер, время вызова и т.д., логический механизм обработки этих записей (в соответствии с каким-то тарифным планом) и интерфейс для управления.

Обычно биллинговая система состоит из сервера и дополнительного устройства (mediation device, MD) - буферного компьютера, который занимается конвертацией CDR записей в удобный формат для импорта в базу данных. Записи загружаются, обрабатываются и в конце концов выдаются в форме абонентских счетов. Для тарификации других сервисов/услуг (SMS, GPRS, WAP/MMS и т.д.) необходимо расширить биллинговую систему дополнительными промежуточными устройствами (MD), обрабатывающими свои потоки записей.

Препейд-технологии облегчают оператору предоставление услуг телефонной связи. Для тарификации препейд-абонентов необходима дополнительная «интеллектуальная» платформа. Коммутатор не проключает вызов звонящего абонента напрямую, а посылает запрос на платформу. Там запрос обрабатывается, и если все проверки прошли нормально (у абонента есть средства на счете, он находится в активном состоянии и т.д.), то платформа посылает обратно на коммутатор «разрешение» на дальнейшее соединение и «следит» за разговором (чтобы абонент не ушел ниже нулевой отметки его счета). Если же счет абонента опустился до нулевой отметки, то система разъединяет вызов.

Для обеспечения подобной «интеллектуальности» платформы требуется значительно больше оборудования: как минимум блок сопряжения с коммутатором и блок для интерактивного общения с абонентом плюс база данных клиентов. Кроме того, необходим также логический блок для вычисления тарифа «на лету» – до проключения вызова.

Конвергентный биллинг

Место конвергентного биллинга в ИТ-инфраструктуре операторов связи

Из-за разницы в техническом обеспечении и технологиях обработки учетные записи постпейд и препейд абонентов находятся в физически разных системах, которые даже полноценно не объединены логически. В таком случае сразу же возникают проблемы, связанные с предоставлением единой формы отчетности, сбора статистических данных, а самое главное – управления счетами этих абонентов. Не говоря об усложнении схемы перехода абонентов между группами.

Суть конвергентного биллинга

Решение проблемы напрашивается само собой – объединить две системы в одну. Фактически, сделать базу данных единой как для биллинговой системы, так и для препейд-системы. С одной стороны «оставить» все признаки обычной биллинговой системы, с другой – подключить «интеллектуальные» блоки из препейд-системы. В современном понимании конвергентный биллинг – это универсальная биллинговая система, объединяющая традиционную биллинговую систему (пакетный биллинг) и систему препейд, обеспечивающую тарфикацию в реальном времени (real-time charging).

Внедрение системы КБ дает массу преимуществ перед разделенными системами. Появляется одна точка взаимодействия со всей абонентской базой мобильного оператора (от управления счетами до получения аналитической отчетности), что приводит к экономии технических и человеческих ресурсов. Оператор получает более гибкую и в конечном счете более простую с точки зрения эксплуатации систему биллинга, которая уже становится центральным звеном при обработке информации в цепочке абонент –оборудование – эксплуатация – обработка. На техническом уровне конвергентный биллинг позволяет проще интегрировать различные дополнительные услуги – SMS, WAP/MMS, GPRS, различный контент и т.д. Предположим, вводится в эксплуатацию система, обеспечивающая новую дополнительную услугу – мобильный телетекст. Для ее тарификации новое специализированное оборудование необходимо связать как с обычной биллинговой системой, так и с препейд-платформой. В случае КБ точка интеграции будет одна. Это сразу же порождает возможность более гибкой тарификации абонентов и позволяет значительно сократить сроки ввода в эксплуатацию той или иной дополнительной услуги.

Оператор сразу сможет предложить абонентам массу дополнительных сервисов, которые были недоступны или труднореализуемы в разделенных системах. Например, родители ребенка являются постпейд-абонентами, а их ребенок препейд. В рамках единой системы легко реализовать «межсчетовое» взаимодействие: ввести возможность управления счетом ребенка и при необходимости перевести его в состояние постпейд и обратно (если разрешено тарифным планом).

Еще один плюс от внедрения КБ - легкость платежа: появляется возможность использования единых карт оплаты как для препейд, так и для кредитных абонентов. Кредитный абонент будет пополнять счет в данном случае после того, как произвел какое-либо количество вызовов. Возможна также интеграция с Интернетом, предоставление VPN (virtual private network) соединения – все, что угодно.

Проблема не в деньгах…

Почему же все мобильные операторы до сих пор не перешли на конвергентный биллинг? Существует ряд проблем как со стороны производителей систем КБ, так и со стороны операторов. Основной недостаток: данный продукт является относительно новым. Список поставщиков на сегодняшний день уже довольно внушительный: Alcatel, Amdocs, Comverse, Convergys, CSG Systems, Ericsson, Huawei, LHS, Orga Systems, Portal Software, AsiaInfo, Basset, Boston Communications Group (BCGI), Domital, Ferma, Homisco, InterVoice, Lightbridge, LogicaCMG, Mind, Nokia, Peter-Service и т.д. У каждого – свои особенности, свой подход. И совершенно непонятно, какие решения оправдают себя, а какие столкнутся с серьезными недостатками. Сделать осознанный выбор невозможно.

Для разработчиков конвергентный биллинг – непростая задача. Даже сугубо технические решения сопряжены с определенными трудностями: базу данных сделать единой для двух систем относительно просто, но специфика систем накладывает определенные ограничения. Системы пакетного биллинга преимущественно являются OLAP-системами (ориентированы на обработку большого количества записей, необходимость индексации множества полей, и т.д.), в то время как prepaid-системы являются OLTP-ориентированными системами (необходимость мгновенной обработки данных, и как следствие невозможность обработки больших массивов, сокращение индексов и т.д.).

Одна из основных проблем – построение реально открытой системы с целью облегчения интеграции оборудования, обеспечивающего дополнительные сервисы. Кроме того, ввод КБ в эксплуатацию подразумевает замену одной или двух из существующих систем, что, естественно, сопряжено со значительными финансовыми затратами (интеграция, миграция данных, перенос/модификация тарифных планов и т.д.) Безусловно, это еще затронет и административно-организационную структуру мобильных операторов.

Перспективы и выводы

Вывод напрашивается автоматически: рано или поздно конвергентный биллинг придет на смену существующим системам, и одна из веских причин – предстоящий скачок в области мобильных приложений, переход к сетям следующего поколения. Все это потребует значительных финансовых затрат и пересмотра некоторых концепций ведения бизнеса. Первые, кто отреагировал на меняющуюся ситуацию на рынке – производители биллинговых систем и разработчики prepaid-технологий. В этой области наблюдается тенденция к тесному сотрудничеству в виде OEM-партнерства или же слияния бизнесов двух различных направлений. Примерно через год будет накоплен определенный опыт эксплуатации систем КБ, и, как следствие, появятся более «отшлифованные» продукты.

В России, по всей видимости, технологии КБ будут реально востребованы как раз к этому времени. Тем более, как показывает практика, российские операторы проявляют большую осторожность при внедрении новых технологий по сравнению с европейскими операторами (масштабность территории порождает географическую разнесенность систем, увеличение децентрализованных систем обработки данных, и т.д.). Тем не менее, те из операторов, кто готовится заранее к внедрению систем конвергентного биллинга, находятся в более выгодном положении с точки зрения перспектив развития бизнеса.

Казис Лаврентьев
Интернет-издание CNews.ru